цикл интервью Натальи Беляевой
пять вопросов профессионалу
обладатель премии Rock&book 2019
Алевтина Пугач
Сегодня у нас в гостях актриса кино, магистр искусств, профессионал с 19-летним опытом работы в эфире, постоянный чтец аудиокниг издательств «Эксмо", "Ганга" и "Дейч", интересный собеседник с самобытной точкой зрения.
- Алевтина, прежде всего позвольте поздравить Вас с заслуженной победой в номинации "Выбор профессионалов. Лучшая дикторская работа» премии Аудиокнига 2019 Rock&Book портала LiveLib. Признание коллег приятно и почетно. Скажите, пожалуйста, какие книги слушаете Вы, кто из коллег по "аудиокнижью" наиболее авторитетен для Вас и почему?
- Спасибо, Наталья! Поболтать с коллегой на общую тему интересно. Вы не понаслышке знакомы с озвучиванием книг. Однако, не смотря на общую канву профессии, каждый из нас делает в ней свой выбор, правда? Каждый расставляет свои приоритеты. И потому, в итоге, чтецы так не похожи друг на друга. Если в рекламе дикторы звучат более или менее одинаково, то литературные голоса трудно спутать, они легко узнаваемы - в аудиокниге играет оттенками сила осознания чтеца, раскрываетсяего восприятие мира и смыслов.

Лена Левина и Михаил Горевой - эти голоса, однажды услышанные, попросту говоря, обожгли меня.
Я представить не могла, что уже хорошо знакомые мне книги, услышанные в такой подаче, оставят иное, несравнимо более сильное впечатление, чем текст - зародят новые нейронные связи, приведут к другим выводам.
Хорошая книга и есть океан - в ней открывается неизмеримое число глубин и трансформирующих смыслов. Передать их так, чтобы слушатель воспринял твой голос как собственный внутренний - вот искусство!
Слушание - это качественно иной опыт, нежели чтение. Это похоже на магию - через аудиокнигу ты проживаешь историю не как внешнее событие, а как личный опыт. Слушая, ты напрямую ощущаешь мир изнутри каждого участника событий, проживаешь сюжет каждым из его героев! И пусть далеко не всем чтецам удаётся передать эффект присутствия, и далеко не все слушатели хотят его испытать, со мной случилось именно так.

Для меня голоса Лены и Михаила стали потрясением. Я поняла, что хочу все любимые книги услышать в таком вот именно прочтении! Чтобы переоценить эти тексты, познакомиться с ними заново, прожить их изнутри. И будь у меня чуть более широкая финансовая свобода, я просто регулярно делала бы Михаилу и Елене заказы на озвучивание и жила бы спокойно. Но такой возможности у меня нет, потому пришлось приниматься за профессию самой. Я поняла, что не успокоюсь, пока не озвучу, хотя бы для себя, некоторые важные книги так, как они просятся звучать.
Если этого не сделаю я - не сделает никто.
- Да, Алевтина, многих из нас зажгло именно желание озвучить важные для себя книги.
На Вашем сайте alevtinapugatch.ru можно прочесть: «В мире много лишних книг. Нижепредставленные к ним не относятся», - как не умножать их число чтецам, работающим по договору с издательством? Не секрет, что особенно в начале карьеры особого выбора не предоставляется. Как правильно позиционировать себя, свою нишу?
- Ну, позиционировать свои приоритеты в отношениях с издательством - дело малоперспективное, ведь чтец для издателя - просто звено в производственной цепи. К сотрудничеству с «Эксмо», к примеру, я отношусь, как к здоровому спорту - оттачиваю мастерство плавания в бассейне, чтобы иногда делать непринуждённые заплывы через океан. Но когда те же "Эксмо" или "Дейч" вдруг предлагают для озвучивания по-настоящему значительную книгу - это праздник!

Это праздник погружения в океан - в такой книге открывается неисчислимое количество измерений и трансформирующих смыслов. Передать их так, чтобы слушатель воспринял твой голос, как собственный внутренний - вот искусство! У себя на сайте я делюсь только теми книгами, которые могут стать по-настоящему глубоким опытом прослушивания. Их немного, но они есть. Именно в них я вижу смысл пребывания в профессии - от сердца к сердцу.
Неспроста в некоторых буддийских монастырях по сей день существует традиция именно устной передачи священных текстов. Это особый энергетический посыл.
- Издательство «Ганга» открыло Вам свободный доступ к своим книгам для создания их аудиоверсий. Эта модель работы издательство - чтец, возможно, самая продуктивная и уважительная. Много ли Ваших коллег работают с издательствами с возможностью собственного выбора книг?
- У «Ганги» много значимых для меня книг. Их озвучивание - чисто альтруистический проект с моей стороны, я делаю эту работу безвозмездно. Мы держим связь с издателем и я сама выбираю следующую книгу в работу. Не думаю, что среди моих коллег найдётся много жаждущих сотрудничества на подобных условиях (по крайней мере я о таких не знаю). Для меня же это внутренняя необходимость - просто иметь возможность озвучивания текстов, у которых, по моим ощущениям, непременно должна быть аудиоверсия.

И интересно, что именно через такие аудиокниги я получаю наибольший отклик со стороны слушателей. Редкий день, чтобы не пришло письмо с благодарностью за них. По этим откликам я вижу, что да, это книги, что меняют жизнь людей, их мышление и поступки. Это тексты о фундаментально важном, которые на слух воспринимаются легче и глубже, чем в текстовом формате - звучат они как нечто само собой разумеющееся. Это литература, насыщенная вкуснейшей метафизической поэзией, восприятие которой сродни общению с близким сведущим другом.

Теперь-то я знаю, что древняя традиция устной передачи просуществовала так долго просто за ненадобностью иной. Возникновение письменности отнюдь не было её усовершенствованием. Письменность - просто качественно иной метод передачи информации, существующий по иным законам и с другими последствиями для восприятия. Неспроста в некоторых буддийских монастырях по сей день существует традиция именно устной передачи текстов.
Это особый энергетический посыл.
- Алевтина, Ваш голос - часто характеризуют как глубокий мудрый альт, мистически-сексуальное звучание. Догадываюсь, дело не только в природных данных и опыте. Какова роль образования? И какие советы, полученные за время учебы, самые ценные для Вас?
- Как бы это сформулировать… я бы сказала, образование само по себе в моём случае особой роли не сыграло. Однако, университетская среда - это высокий шанс встретить зрелых, влюблённых в своё дело людей среди преподавателей. Мне повезло: их было аж четверо - учителей, показавших мне такие способы взаимодействия с миром, которые позволили мне впоследствии найти себя.

В российском ВУЗе этими особыми людьми для меня стали учителя по живописи и истории искусств. Каждый из них - личность с большой буквы. Они привили мне вкус к эстетическому переживанию и потребность в творчестве.

В школе БиБиСи главную роль в моём становлении сыграла учитель по радио-мастерству. Она сказала мне краеугольное: «Со слушателем держи себя, как со старым приятелем в шумном баре - близко, естественно и откровенно. Текста между вами быть не должно».
"...теперь ты знаешь как стать чем угодно, правда? Забудь всё, что тебе говорили - иди и работай".
-
В португальском ВУЗе мастер-стеклодув перевернул моё восприятие окончательно. Он не говорил много, он просто взаимодействовал с расплавленным до состояния мёда стеклом так, что не пообещать себе делать это так же красиво было просто невозможно! Чтобы направлять движение раскаленной массы в руках - необходимо стать ею, обрести её характер, её свойства, стать её продолжением, убрать всё личное.

Это был очень непростой опыт. Честно сказать, ничего в жизни мне не давалось так трудно. Несколько лет, ежедневно, с утра до вечера у огнедышащей печи я училась быть достаточно пустой для того, чтобы услышать голос этой непослушной материи внутри себя самой.

Учитель остался доволен. Однажды он сказал: «В твоей жизни случилось горячее стекло, и теперь ты знаешь, как стать чем угодно, правда? Забудь всё, что тебе говорили - иди и работай».
С тех пор и иду...
Литература само по себе явление очень сильное, но литература звучащая - явление сильное вдвойне.
- Расскажите, пожалуйста, Алевтина, как Вы отдыхаете? Как пополняете внутренний ресурс? Обучение непростому искусству работы с стеклом и было причиной для Вашего переезда в Лиссабон и Вы по-прежнему там живете, так? Что на Ваш взгляд, наиболее важно для чтеца?
- Во всём виноват океан. Я так и не смогла оторваться. У меня начинается ломка, если не вижу его хотя бы неделю. У каждого из нас есть вот эта потребность в общении с Природой - её силой, мощью, красотой. И каждый из нас, так или иначе, эту потребность реализует.

Как и в профессии - каждый чтец реализует в озвучивании какие-то свои, личные, известные ему одному, потребности. Они не могут быть одинаковыми для всех. Каждый чтец делает своё дело неповторимо, через его интонирование слышен весь его жизненный опыт, характер его отношений с миром, вся его боль и прозрения - каждый из нас, чтецов, как открытая книга для слушателя! Дело в том, что чтец вступает в очень близкие отношения с огромным числом людей. Сами того не подозревая, мы глубоко влияем на них. Потому что Ваши слушатели, которым органично именно Ваше чтение - они доверяют Вам абсолютно. Они впускают ваш голос глубоко, иногда вплоть до подсознания. Мы должны отдавать себе в этом отчет.

Литература само по себе явление очень сильное, но литература звучащая - явление сильное вдвойне. Это прямая чувственная передача замысла от человека человеку.
Без этого вот частокола букв.
Беседовала Наталья Беляева